On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Огненный ветер вы!жигаЕТ им лица, а они- всё ИДУТ вперёд,Огненный жар иЗ!пепеляЕТ им сердца, а они- всё ИДУТ вперёд,Огненный смерч уносит их последнее дыхание, а они- всё ИДУТ вперёд,... укрепляя гору МОГУЧЕЮ СИЛОЮ СВОЕЮ...... и чувство суеверного страха охватывает Халат-Сяхыл: Люди! - идут... в атаку!, - БЕЗ!смертны! ОНИ!

АвторСообщение
Ал-тайДіЙ дзе-Горо Халат-Сяхыл




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 03.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.15 16:14. Заголовок: ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗСЛЕДОВАНИЯ


Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Спицнадель В. Н. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Учебное пособие
Рекомендуется для межвузовского использования
«Издательский дом «Бизнес-пресса»
Санкт-Петербург
2000

УДК 303.732.4
ББК 65.05
С 72

Рецензенты:
доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технический университет) Н. Д. Фролов
академик акмеологических наук, президент АРИСИМ, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургской государст¬венной инженерно-экономической академии Р.Ф. Жуков

Спицнадель В. Н.

Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

ISBN 5-8110-0025-1

В учебном пособии представлены история развития и ло¬гико-методологические основы системного анализа. Рассмот¬рены практические основы использования системного ана¬лиза в науке, технике, экономике, образовании.
Рекомендуется для студентов, может быть полезно науч¬ным и инженерно-техническим сотрудникам, работающим в области разработки технических систем.

ББК 65.05
УДК 303.732.4
ISBN 5-8110-0025-1
© Спицнадель В.Н., 2000
© «Издательский дом
«Бизнес-пресса», 2000


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА, ЕГО СУТЬ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
1.1. История развития системного подхода
1.2. Современный этап научно-технической революции (НТР)
1.2.1. НТР как система
1.2.2. Особенности современной науки
1.2.3. Создание технических систем — прогрессивное направление развития техники
1.2.4. Образование и его роль в НТП
1.2.5. Еще раз о науке в целом
1.2.6. Развитие технических систем как объект исследования, оценки и управления
1.3. Категориальный аппарат науки и системного анализа
1.3.1. Система
1.3.2. Связь
1.3.3. Структура и структурное исследование
1.3.4. Целое (целостность)
1.3.5. Элемент
1.3.6. Системный подход (СП)
1.3.7. Системный анализ
1.3.8. Другие понятия системного анализа
Глава 2. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
2.1. Логические основы системного анализа
2.2. Методология познания
2.2.1. Понятие о методе и методологии
2.2.2. Виды методологии и их создание
2.2.3 Методы системного анализа
2.2.4. Принципы системного анализа
2.3. Интегральный тип познания
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
3.1. Рабочие этапы реализации системного анализа
3.2. Цикл как фундамент мироздания
3.3. Теория циклов
3.4. ПЖЦ ТС — принцип и объект оценки и управления
3.5. Значение полного жизненного цикла
3.6. Организационные структуры управления
3.7. Некоторые практические результаты применения системного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Кто берется за частные вопросы, без предварительно¬го
решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу
бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие
воп¬росы. А натыкаться слепо на них в каждом частном слу¬чае — значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность.
В. И. Ленин

«Исследователь ощущает свое невежество тем боль¬ше, чем больше он знает...» — это парадоксальное заме¬чание крупнейшего физика нашего времени Р. Оппенгеймера как нельзя более точно характеризует парадоксальную ситуацию в современной науке. Если еще недавно ученый буквально гонялся за фактами, то сегодня он не в силах справиться с их половодьем. Аналитические мето¬ды, столь эффективные при изучении частных процессов, уже не работают. Нужен новый, более действенный прин¬цип, который помог бы разобраться в логических связях между отдельными фактами. Такой принцип был найден и получил название принцип системного движения или системного подхода (СП).
Этот принцип определяет не только новые задачи, но и характер всей управленческой деятельности, научное, техническое, технологическое и организационное совер¬шенствование которой обусловлено самой природой круп¬ного общественного и частного производства.
Многообразие и возрастающий объем стоящих перед нами задач хозяйственного строительства требует их вза¬имной увязки, обеспечения общей целенаправленности. Но этого трудно достичь, если не учитывать сложной за¬висимости между отдельными районами страны, между отраслями народного хозяйства, между всеми сферами общественной жизни страны. Более конкретно, 40% ин¬формации специалисту необходимо черпать из смежных областей, а подчас и отдаленных.
Уже сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в ее различных областях он прояв¬ляется по-разному.
Так, в технических науках речь идет о системотехни¬ке, в кибернетике — о системах управления, в биологии — о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии — о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине — о системном лечении сложных болезней (коллагенозы, системные васкулиты и др.) терапевтами широ¬кого профиля (врачами-системщиками).
В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Изучение этого стремления, выявле¬ние особенностей этого процесса — одна из задач совре¬менных исследований в области теории научного знания. В современной науке и технике из-за их необычайной дифференцированности и насыщения информацией пробле¬ма концептуального синтеза приобретает особенно важ¬ное значение. Философский анализ природы научного знания предполагает рассмотрение его структуры, кото¬рое позволяет выявить пути и способы единства и синте¬за знаний, ведущие к формированию новых понятий, к концептуальному синтезу. Изучая процессы объединения и синтеза научных теорий в сфере развивающихся наук, можно выявить их различные типы и формы. При перво¬начальном подходе к проблеме мы не усматриваем различия между единством знания и его синтезом. Заметим только, что понятие единства знания предполагает опре¬деленное его расчленение, его структуру. Синтез знания, понятный как процесс рождения нового, возникает на основе определенных типов объединения или взаимодействия его структурных форм. Иначе говоря, единство и синтез знания — лишь определенные ступени в разви¬тии науки. Среди многообразия форм объединения знания, веду¬щих к синтезу, легко усмотреть четыре различных типа, иначе говоря, четыре типа единства научного знания.
Первый тип объединения состоит в том, что в процессе дифференциации знания возникают научные дисциплины, подобные кибернетике, семиотике, общей теории систем, содержание которых связано с выявлением общего в са¬мых различных областях исследования. На этом пути происходит своеобразная интеграция знания, компенсирую¬щая до некоторой степени многообразие и отграничение друг от друга различных научных дисциплин. Общеизвест¬но, что на этом пути синтезируется новое знание.
Рассматривая более детально такую интеграцию, мы можем наблюдать второй тип единства научного знания. Изучая генезис научных идей, мы замечаем тенденцию к методологическому единству. Эта тенденция заключается в методологическом продолжении одной специальной на¬уки, т.е. в перенесении ее теории на другие области ис¬следования. Этот второй путь к единству знания можно назвать методологической экспансией. Сразу же заметим, что эта экспансия, плодотворная на определенном этапе, рано или поздно обнаруживает свои границы.
Третий тип стремления к единству научного знания связан с фундаментальными понятиями, которые перво¬начально возникают в сфере естественного языка и вклю¬чаются затем в систему философских категорий. Такого рода понятия путем соответствующих уточнений приоб¬ретают смысл исходных понятий формирующихся науч¬ных теорий. Можно сказать, что в данном случае мы име¬ем дело с концептуальной формой единства науки.
Последовательное развитие концептуального единства науки создает предпосылки для четвертого и в известном смысле самого существенного пути к единству и синтезу научного знания, а именно — пути разработки и исполь¬зования единой философской методологии. Наука — это система многообразных знаний, и развитие каждого эле¬мента этой системы невозможно без их взаимодействия. Философия исследует принципы этого взаимодействия и тем самым способствует объединению знания. Она дает основание для высшего синтеза, без которого невозможен синтез научного знания на его более специальных уров¬нях исследования (Овчинников Н.Ф. Структурное един¬ство и синтез научного знания в свете ленинских идей // Вопр. филос. 1969. № 10).
Возможны и другие подходы к проблеме единства и синтеза знания. Но так или иначе эта проблема нуждает¬ся в качестве предпосылки исследования в определенном истолковании природы науки. А она системна, так же как и окружающий нас мир, наше познание и вся человеческая практика. Следовательно, исследование этих объек¬тов должно осуществляться с помощью методов, адекват¬ных их природе, т.е. системных!
Системность мира представляется в виде объективно существующей иерархии различно организованных взаи¬модействующих систем. Системность мышления реализу¬ется в том, что знания представляются в виде иерархиче¬ской системы взаимосвязанных моделей. Хотя люди и являются частью природы, человеческое мышление обладает определенной самостоятельностью относительно окружа¬ющего мира: мыслительные конструкции вовсе не обяза¬ны подчиняться ограничениям мира реальных конструк¬ций. Однако при выходе в практику неизбежны сопостав¬ление и согласование системностей мира и мышления.
Практическое согласование идет через практику по¬знания (сближения моделей с реальностью) и практику преобразования мира (приближения реальности к моде¬лям). Обобщение этого опыта привело к открытию диалектики; следование ее законам является необходимым условием правильности нашего познания, адекватности наших моделей. Современный системный анализ исходит в своей методологии из диалектики. Можно выразиться более определенно и сказать, что системный анализ есть прикладная диалектика. С появлением системного анали¬за философия перестала быть единственной теоретической дисциплиной, не имеющей прикладного аналога. С прак¬тической же стороны прикладной системный анализ яв¬ляется методикой и практикой улучшающего вмешатель¬ства в реальные проблемные ситуации.
Для подлинно высшего образования возникновение и развитие системного анализа имеют ряд важных послед¬ствий.
Во-первых, важный этап исследования реальных ситу¬аций и построения их моделей (разных уровней — от вер¬бальной до математической) является общим для всех спе¬циальностей. Для этого этапа системный анализ предла¬гает подробную методику, овладение которой должно стать важным элементом в подготовке специалистов любого (не только технического, но также естественного и гумани¬тарного) профиля.
Во-вторых, для некоторых инженерных специальнос¬тей, прежде всего связанных с проектированием слож¬ных систем, а также для прикладной математики систем¬ный анализ в скором будущем, очевидно, станет одним из профилирующих курсов.
В-третьих, практика прикладного системного анализа в ряде стран убедительно показывает, что такая деятель¬ность в последние годы становится для многих специали¬стов профессией, и уже в некоторых университетах раз¬витых стран начат выпуск таких специалистов.
В-четвертых, чрезвычайно благоприятной аудиторией для преподавания системного анализа являются курсы по¬вышения квалификации специалистов, проработавших после окончания вуза несколько лет на производстве и на собственном опыте испытавших, как непросто иметь дело с проблемами реальной жизни.
Введение системного анализа в вузовские учебные пла¬ны и учебный процесс связано с преодолением некоторых трудностей. Главные из них — преобладание технократи¬ческого подхода в инженерном образовании, традиционно аналитическое построение наших знаний, специальностей, отображенное в дисциплинарной организации факульте¬тов и кафедр, нехватка учебной литературы, неосознан¬ность существующими фирмами потребности иметь про¬фессионалов-системщиков в своих штатах, так что таких специалистов готовить вроде бы не для кого. Последнее не случайно, ибо, по социологическим опросам, лишь 2—8% населения владеет (стихийным) системным анализом.
Однако жизнь берет свое. Резко возросшие требова¬ния к качеству подготовки выпускаемых высшей школой специалистов, необходимость междисциплинарного подхода к решению сложных вопросов, нарастание глубины и мас¬штабности проблем при ограничении сроков и ресурсов, отводимых на их решение, — все это значимые факторы, которые сделают преподавание системного анализа необ¬ходимым, более того, неизбежным (Тарасенко Ф. Введе¬ние к статье Р. Акоффа «Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестн. высш. шк. 1990. № 2). А психологическую инерцию, которая всегда стояла на пути нововведений, можно пре¬одолеть только пропагандой новых идей, ознакомлением широкой педагогической, научной и студенческой общественности с существом нового, пробивающего себе доро¬гу. Будем надеяться, что предлагаемое пособие сыграет свою роль в том, чтобы привлечь внимание студентов и препо¬давателей к некоторым особенностям системного анализа. Тем более системный анализ перспективен и для гармоничного развития личности, для получения студентом пред¬ставления о научной картине мира (НКМ) как целостного усвоения знаний по основам наук, и для формирования научного мировоззрения, и для понимания знаний! Имен¬но непонимание ведет к утрате желания многих учиться, потере престижа высшей школы.
Обобщая сказанное, можно сделать твердый вывод о необходимости введения в современное образование дис¬циплины «системный анализ» — как в виде одного из общих курсов в фундаментальной подготовке студентов и слушателей, так и в виде новой специальности, существу¬ющей пока лишь в нескольких вузах мира, но, несомнен¬но, являющейся весьма перспективной.
Изучение системного анализа предлагается начать с ознакомления опорных сигналов (по В.Ф. Шаталову). По¬чему? Весь окружающий нас мир имеет системную (не¬линейную) природу. Поэтому составляющие его объекты, явления и процессы должны объективно отражать его реалии, т. е. быть также системными, нелинейными. Од¬нако современная система (какой парадокс в названии!) высшего образования построена по линейному принци¬пу — и в этом ее существенный недостаток. Он может изживаться постепенно, через переход от линейных к не¬линейным формам. Путей этого движения много. Один из них — разработка и изучение опорных сигналов, пред¬ставляющих собой нелинейный текст (гипертекст!), за ко¬торое отвечает правое полушарие мозга человека, создаю¬щее полнокровный и натуральный образ мира. Именно опорные сигналы фиксируют и интенсифицируют самостоятельную работу студентов, в том числе и в направле¬нии изучения и понимания системного анализа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 292
Зарегистрирован: 03.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.15 08:41. Заголовок: Кто где и когда НАБЛ..


Кто где и когда НАБЛЮДАЛ что-либо АБСОЛЮТНО ОТДЕЛЬНОЕ - ОТДЕЛЁННОЕ ОТ ВСЕГО-ВСЕГО ОКРУЖАЮЩЕГО ?

ответ:
это наблюдал каждый -

ОТДЕЛЁННОЕ ОТ ВСЕГО-ВСЕГО и ОТ ВСЕГО МИРА :

это - ФИЛОЛОГИЯ и ЛИТЕРАТУРА,
это - МАТЕМАТИКА,
это - ФИЗИКА,
это - ХИМИЯ,
это - КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,
это - МЕХАНИКА,
это - СОПРОМАТ,
это - .....
это - .....
это - каждый! ОТДЕЛЬНЫЙ(!) "язык",
это - испанская! песня "бэээ- со- мэээ"...
это - ......Гора ЭльбРУС
это - ....Гора Холат-Сяхыл
это - ....Перевал ЭльМОРайок
это - ....Хамар-Дабан
это- .......группа Шипилина
это - ....... группа Дятлова
это - ...... часть группы Марии Хи
это - .....каждая ОТДЕЛЬНАЯ из 300-400 ( ТРЁХ СОТ! - ЧЕТЫРЁХ СОТ!) ,с 1900-х, гибель СПОРТСМЕНОВ на ЭльбРУСе
.....
....
это - МЫСЛЬ АБСОЛЮТНО! ОТДЕЛЁННАЯ от сМыСлов БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯ в котором МЫСЛЬ СОВЕРШЕНА В ВЫСШЕМ СОВЕРШЕНСТВЕ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет